(495) 220-79-10 Офис и склад
(985) 220-79-10 Офис и склад

Великий пост: пять главных заблуждений

У православных с понедельника начинается Великий пост. Ежегодно он сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее.

Строго по уставу


Великий пост в этом году намерены соблюдать лишь 11 процентов россиян. «Типичный постящийся», согласно данным ВЦИОМ, – женщина старше 45 лет. Большинство россиян, если верить опросу, не собираются в чем-либо себя ограничивать.

«Каждый пятый (20 процентов) еще не определился, а 66 процентов, напротив, точно знают, что не будут ограничивать себя в еде и поступках», – сообщают социологи.

Возможно, многих пугает не столько продолжительность, сколько строгость поста. В первые два дня полагается полностью отказаться от еды, а затем позволять себе не более двух трапез в день – так велит церковный устав (Типикон).

Впрочем, в Русской православной церкви подчеркивают, что Типикон служит для мирян лишь ориентиром, а не строгим законом.

«У каждого свои особенности, каждый решает свою задачу самостоятельно. Смысл поста не в том, чтобы не есть и чего-то не делать. Смысл в том, чтобы восстановить в себе «райское соподчинение» тела душе, а души – духу. Поэтому кому-то надо более строго, чем написано в уставе, поститься, кому-то – менее. Здесь должно быть не механическое, а духовное отношение ко всему происходящему», – объясняет настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

Но как же понять, как поститься? Нужно, замечает священнослужитель, обращать внимание на результат. «Если ты не видишь в себе никаких перемен и изменений от поста, стоит задуматься», – говорит он.

Когда заканчивается Великий пост


Традиция поститься перед Пасхой возникла у христиан как минимум во II веке. Длился пост всего 40 часов – от Страстной Пятницы до Пасхи. Век спустя в некоторых общинах постились уже в течение шести дней. А в IV-V веках Церковь объявила Великий пост обязательным для верующих. Прообраз его – сорокадневное пребывание Иисуса Христа в пустыне перед тем, как он начал свою проповедь.

В этом году православные отмечают Пасху 8 апреля, а Великий пост, именуемый «Святой Четыредесятницей», начинается 19 февраля. Возникает логичный вопрос: а почему надо поститься 49, а не 40 дней?

Дело в том, что Великий пост заканчивается Лазаревой субботой (31 марта), а со следующего дня – праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) – начинается особая, Страстная неделя, по смыслу самая важная для верующих.

«Страстная неделя рассматривается как особый период, когда мы день за днем хронологически переживаем события перед Пасхой. Но с точки зрения воздержания от пищи и развлечений этот период – с 19 февраля по 8 апреля – можно рассматривать как единый», – подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Главное – без еды


«Сейчас как раз Великий пост начнется, вот и сядешь на диету», – эта случайно услышанная на улице фраза в самый разгар Масленицы заставляет задуматься, есть ли разница между диетой и постом.

Оказывается, есть, и существенная. Постом называется целенаправленное сознательное и добровольное самоограничение, в том числе и в пище, отмечает отец Максим Козлов. Хотя без физической составляющей (если не брать в расчет, например, больных или беременных) поста не бывает. Воздержание от любимой еды, как поясняет Козлов, тоже проверка.

«Если человек способен ради Христа отказаться хотя бы от приятной вкусной пищи, то, глядишь, сможет и что-то большее. А если он говорит, что это неважно, то ему можно задать такой вопрос: «Если неважно, то почему не отказываешься?» – говорит протоиерей.

В то же время соблюдать пост нужно без фанатизма. Хотя и давать себе послабления без веской на то причины не стоит.

«Когда, например, речь идет о низком гемоглобине и врач рекомендует есть печенку на пару, то ешьте ее. Но только это не значит, что, если вы ее едите, то можно дать разрешение на все: вместе с печенкой – на шашлычок на угольках, водочку под него, красное вино для дополнительного гемоглобина и так далее. Для больного буквальное соблюдение диеты тоже своего рода пост», – добавляет профессор духовной академии.

Только в черной одежде


В великопостных православных богослужениях постоянно звучит призыв к покаянию. Церковь настойчиво советует уделять особое внимание молитве и почаще ходить в храм. Патриарх Кирилл, например, на первой неделе поста будет каждый день утром и вечером служить в разных храмах Москвы и Подмосковья.

Но если Великий пост так важен, то, наверное, православному человеку нужно как-то это подчеркнуть – по-особому одеваться, ходить со строгим лицом? Не на пустом же месте возникло выражение «постная мина».

«Черную одежду носят монахи. У монахов определенный образ жизни. Известный афонский архимандрит Ефрем в свое время очень хорошо сказал: «Если монахи живут не по-монашески, это очень плохо. Но если миряне пытаются жить по-монашески, то это тоже очень плохо», – говорит известный церковный публицист, иеромонах Макарий (Маркиш).

Кроме того, в Церкви подчеркивают: христианин не должен всем своим видом показывать, что он постится. Особенно если дело заходит о публикациях в соцсетях.

«Отказаться от виртуального общения в пользу реального – великая польза для собственной души и твоих окружающих», – убежден отец Максим Козлов.

Смотреть в потолок и грызть семечки


В Великий пост человек должен, помимо пищи, ограничить себя в развлечениях. Но не следует понимать превратно этот своеобразный «запрет» на досуг.

«Например, вместо того чтобы пойти в субботу в клуб, кино или на концерт, во время Великого поста хорошо бы съездить навестить бабушку, у которой ты не был полгода, разгрести мусор в собственном жилище, постараться не ругаться с женой и вообще уделять ей больше внимания, чем обычно», – советует протоиерей Максим Козлов.

«То есть вместо пассивно-развлекательного, отупляющего времяпрепровождения перевести его в активно-деятельное, которое дает дополнительную работу душе. А не сидеть смотреть в потолок и грызть семечки – они же не скоромные! – и считать, что ты постишься», – добавляет он.

Что удивительно, в Церкви время Великого поста называют не только самым святым, но и самым радостным. В Евангелии говорится: «Не человек создан для субботы, а суббота для человека». То же самое можно сказать про начавшийся пост.

РИА Новости, Антон Скрипунов.

Возврат к списку